Развивающие и обучающие игры

Указанный здесь возрастной диапазон для каждого вида ак­тивности приблизителен. Не забывайте, что каждый малыш развивается присущими именно ему темпами. Используйте знания о своем ребенке, чтобы выбрать для него самые подходящие игры и занятия.

От рождения до шести месяцев

Двигательные, слуховые и зрительные навыки ребенка

Речевые и познавательные навыки

Навыки самопознания

От шести до двенадцати месяцев

Двигательные, слуховые и зрительные навыки

Речевые и познавательные навыки

Навыки самопознания

 

Развивающие и обучающие игры

 

От 0 до 3 месяцев

Перевернись, малыш

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ

Забава с зеркалом

 

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОЗЕРЦАТЬ

Птичка, птичка, чирик-чирик

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОЗЕРЦАТЬ

Передвижные картинки

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ФОРМУ И ЦВЕТ

Созерцание цвета

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

О, как интересно!

Малыши нуждаются в зрительных впечатлениях.
Наденьте яркий цветной носок на ножку ребенка. Расположите его ножку так, чтобы он мог видеть носок. Увидев пеструю расцветку, ребенок сильно возбудится. Вначале малыш будет останавливать взгляд на цветном чисто случайно, но вскоре научится сосредоточиваться на нем более продолжительное время. Теперь натяните носок на другую ножку или наденьте носки на обе ножки.
Попытайтесь затем один из носков надеть ему на ручку. Наблюдайте, как малыш начинает приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что он видит.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

 

От 3 до 6 месяцев

Смотри, смотри, смотри!

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК?  СОСРЕДОТОЧИВАТЬ ВНИМАНИЕ

Знакомство с домом

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Встряхни, встряхни, встряхни!

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧЕНИЮ ЗВУКОВ

Толкание ножками

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВЫВАТЬ ДВИЖЕНИЯ НОЖЕК

Говорите, разговаривайте, говорите!

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Круглые книжки-каталки

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

От 6 до 9 месяцев

Разговор по телефону

(Это замечательная игра для развития речи)
Вам понадобится игрушечный или не включенный в сеть настоящий телефон.
Посадите ребенка к себе на колени и приложите трубку к уху, как будто вы разговариваете. Произнесите корот­кую фразу, например: «Здравствуй, …» (имя вашего ребенка).
Теперь приложите трубку к уху малыша и повторите ту же фразу.
После того, как вы проделаете это несколько раз, попро­буйте провести более длительный разговор из двух-трех фраз. Используйте в разговоре имя ребенка и другие слова, которые ему понятны, например «папочка», «бай-бай» и тому подобное.
Снова приложите трубку телефона к уху ребенка, по­смотрите, будет ли он говорить в нее.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Что это за игрушка?

Посадите малыша на высокий детский стул. Выберите из его самых любимых игрушек те, название которых состоит только из одного слова, Например, мячик, куклу и кубик.
Возьмите мячик и скажите: «Мяч».
Возьмите куклу и скажите: «Кукла».
То же самое сделайте и с кубиком.
Теперь попросите ребенка взять мяч. Затем куклу и, на­конец, кубик.
Вам придется повторить это много раз, прежде чем ваш малыш свяжет эти слова с соответствующими предмета­ми.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Знакомые звуки

Помогайте ребенку распознавать различные звуки в его окружении.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ

В кафе быстрого обслуживания

Посещение кафе быстрого обслуживания типа «Макдональдс» может оказаться для ребенка очень по­учительным, так как познакомит его с новыми предмета­ми и незнакомыми звуками.
Можно также сделать для малыша простую игрушку, которой он мог бы заняться, сидя на высоком стуле:

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ОБРАЩАТЬСЯ С НЕБОЛЬШИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Ползание как развлечение

Расположите ряд предметов так, чтобы ваш ребенок мог ползать над, под и вокруг них   это поможет ему больше узнать об окружающем его мире:

  1. Положите для него на полу несколько подушек для пол­зания по ним.
  2. Поставьте его у стола, чтобы он прополз под ним.
  3. Сделайте так, чтобы он полз вокруг стула вслед за вами, как бы преследуя вас.
  4. Затем проползите в обратном направлении, наблюдая, подражает ли он вам.
  5. Положите игрушку на низкий детский стул, чтобы ему захотелось подползти к стулу и достать игрушку.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Где кукла?

Когда малыш видит себя в зеркале, он не осознает, что это его собственное отражение.
Возьмите любимую куклу вашего ребенка (или другую игрушку) и, поворачивая ее в разные стороны, изобрази­те, будто кукла разговаривает. Теперь поднесите куклу к зеркалу и, поворачивая ее аналогичным образом, спросите малыша   «Где кукла?»
Отойдите от зеркала. Повторите игру несколько раз.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Знакомство с окружающим

  1. Найдите лужайку с густой травой, где бы малыш мог ползать.
  2. Сядьте на траву, посадив ребенка к себе на колени. Со­рвите травинку и, пощекотав ему носик, скажите: «Трава».
  3. Ползайте по траве вместе со своим малышом.
  4. Поиграйте с ним в прятки, прячась, например, за стулом или в кустах. Понаблюдайте, сможет ли ребенок найти вас.
  5. Положите в траву несколько его любимых игрушек. Разместите их в разных чем-либо примечательных мес­тах, чтобы, подползая к ним, ребенок знакомился с осо­бенностями всего того, что его окружает.
  6. Поиграйте с ним «в тачку». Для этого приподнимите его ножки с земли — пусть он ходит на одних ручках.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Ползание по настилу с разной текстурой

  1. Найдите подстилки с выраженной текстурой (резиновый половичок, спортивный коврик, куски разных ковровых тканей, мягкое одеяло, куски шелка или вельвета).
  2. Разложите их на полу и ползайте по ним некоторое вре­мя вместе со своим малышом.
  3. Ползая, называйте текстуру подстилок, говоря примерно так: «мягкая», «шершавая», «прохладная» и т.п.
  4. Повторите это много раз, перекладывая подстилки на но­вые места.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

От 9 до 12 месяцев

Смотри, как я пересыпаю хлопья

  1. Усядьтесь с малышом на полу. Поставьте перед собой чашки, наполненные крупой. Подойдут для этого и овся­ные хлопья.
  2. Покажите ребенку, как пересыпать хлопья из одной чашки в другую.
  3. Теперь разрешите ему попробовать самостоятельно сде­лать это.
  4. Малышам требуется масса времени, чтобы, занимаясь этим делом, добиться, наконец, успеха. Им, между прочим, также очень нравится есть рассыпанные крупинки или хлопья...
  5. Следующая ступень — попытки переливать воду из со­суда в сосуд. Но это умение придет много позже.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Игра в коробочки и коробки

  1. Существуют самые разные способы использовать коробо­чки и коробки, чтобы помочь ребенку развить способ­ность владеть руками.
  2. Найдите коробочки с крышками. Покажите ребенку, как снять крышку с коробочки и затем снова ее надеть. Ста­райтесь взять коробочки разных размеров и из разных материалов.
  3. Коробки могут служить вместилищем для игрушек, ку­биков, прищепок. Покажите малышу, как укладывать ве­щи в коробку и как вынимать их, когда они понадобятся.
    ЗАМЕЧАНИЕ: используйте только достаточно крупные предметы, которые ребенок не мог бы ненароком прогло­тить.
  4. Детишки любят играть и самими коробками. Они служат им то телефоном, то шляпой, то рупором.
  5. Поднесите коробочку к губам и разговаривайте через нее, произнося имя ребенка.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Забрось прищепку

Цель этой игры — забрасывание прищепок в какую-нибудь емкость.

  1. Для этого можно использовать банку из-под кофе, ко­робку и другие подходящие емкости. ЗАМЕЧАНИЕ: убе­дитесь, что в банке и т.п. отсутствуют острые края.
  2. Покажите ребенку, каким образом нужно держать при­щепку, чтобы точно бросить ее в банку. Для начала наклоните банку — это поможет малышу справиться с за­дачей.
  3. Покажите ребенку, как перевернуть банку и высыпать из нее прищепки.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Кати мячик

Вам понадобится мягкий мяч.

  1. Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сто­рону.
  2. Возьмите ручонки малыша и покажите ему, как катить мяч к вам.
  3. Это очень понравится ребенку, и при небольшом поощ­рении он очень быстро усвоит, как катить мяч от себя.
  4. Если малыш начинает выбрасывать все подряд из своей кроватки, значит, ему пора освоить эту игру.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? КАТАТЬ МЯЧ

Забава с лентой

  1. Возьмите три любимых игрушки малыша и обвяжите каждую из них лентой.
  2. Покажите ребенку, как нужно потянуть за ленту, чтобы взять игрушку.
  3. Попросите малыша дать вам игрушку. Положите его ручку на ленту, чтобы ему захотелось ее потянуть. По­началу вы можете помочь ему.
  4. После нескольких попыток он великолепно научится тя­нуть игрушку за ленту.
  5. Теперь попросите его дать вам каждую из обвязанных лентой игрушек.
  6. Быстро спрячьте игрушку, оставив видимой ленту.
  7. Спросите малыша, где игрушка, и покажите ему, как, потянув за ленту, обнаружить ее.
  8. Эта игра понравится детишкам и неизменно будет вызы­вать у них смех.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СЛЕДОВАТЬ ВАШИМ УКАЗАНИЯМ

Игра с куклой

  1. Папа, посадите ребенка к себе на колени. Погладьте его по головке и скажите: «Прелестные волосики».
  2. Положите руки малыша на свои волосы и скажите: «Папочкины волосы».
  3. Проведите расческой по волосам ребенка.
  4. Покажите ему, как вы расчесываете свои волосы.
  5. Возьмите куклу и проведите расческой по ее волосам.
  6. Дайте куклу своему малышу и попросите его расчесать ей волосы.
  7. Теперь попросите ребенка причесаться.
  8. Затем попросите его причесать вас.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СЛЕДОВАТЬ ВАШИМ УКАЗАНИЯМ

Где ножка?

  1. Нарисуйте пупсика на большом листе плотной бумаги.
  2. Наклейте кусочки материи на отдельные части его тельца - руки, голову, пальцы, коленки и животик.
  3. Спросите малыша: «Где у пупсика головка?» Приподнимите материю, покрывающую голову, и скажите: «Вот головка!»
  4. Продолжите игру, называя другие части его тельца.
  5. Вскоре ваш ребенок будет играть в нее самостоятельно.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Налево, направо, через улицу

Играйте в эту игру всякий раз, когда переходите улицу вместе с ребенком.
Говорите ребенку: «Вот мы и на углу. Мы собираемся пе­рейти улицу. Нам нужно убедиться, что нет проезжаю­щих машин. Посмотри налево». При этих словах поверни­те прогулочную коляску или ребенка налево.
Теперь скажите: «Машин нет. Прекрасно. Теперь посмот­рим направо». Поверните коляску или ребенка направо.
Следующая фраза: «Машин нет. Хорошо, можно перехо­дить улицу».
Так ребенок получит первое представление о мерах безо­пасности при переходе улицы и заодно закрепит понятие о левом и правом.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Собирание "сокровищ"

  1. Пространство вне дома — удивительное место для ис­следований и открытий.
  2. Возьмите ведерко и попросите ребенка складывать в него все, что он найдет: камушки, листочки, веточки, прутики.
  3. Отнесите ведерко в подходящее место и вытряхните из него содержимое.
  4. Теперь попросите малыша брать в руки камушки, листья и т.д., а сами называйте каждое из "сокровищ".
  5. Ваш ребенок с удовольствием будет класть все это в ве­дерко и потом снова вынимать.
  6. Попросите малыша дать вам листик или камушек.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Где же он?

  1. Эта игра поможет ребенку узнать, что предмет может существовать, даже если его не видно.
  2. Сядьте на пол вместе с малышом и покажите ему его любимую игрушку.
  3. Дайте возможность ребенку несколько минут поиграть с ней; затем попросите у него разрешения в свою очередь поиграть с ней.
  4. Если он согласится, возьмите игрушку и накройте ее куском ткани так, чтобы ребенок легко мог до нее дотя­нуться.
  5. Помогите ему найти игрушку и вновь повторите игру. Спрашивайте малыша: «Где игрушка?» — или что-нибудь в этом роде. Придайте игре таинственность.
  6. Повторяйте игру до тех пор, пока ребенок не поймет, где же игрушка, и самостоятельно не вернет ее себе.
  7. Разнообразьте игру, используя разные игрушки или другие предметы.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Теперь их три

  1. Сядьте на пол вместе с малышом так, чтобы он смотрел на вас.
  2. Дайте ему маленькую игрушку.
  3. Как только он крепко схватит ее, дайте ему вторую иг­рушку в другую руку.
  4. Когда он сможет удержать по игрушке в каждой руке, предложите ему третью игрушку.
  5. Сначала малыш будет пытаться схватить и ее, не выпус­кая двух других, но вскоре догадается, что нужно выпус­тить из рук одну из игрушек, чтобы взять другую.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ

Играем-толкаем

  1. Когда ваш ребенок начнет делать первые шаги, ему нужно будет учиться соблюдать равновесие. Толкание перед собой стула или прогулочной коляски поможет ему
    развить чувство равновесия.
  2. Возьмите легкий стул и покажите малышу, как толкать его перед собой, двигаясь по дому. Пока он будет двигать стул, читайте ему стишок — что-нибудь в таком роде:
    Я гуляю, я гуляю.
    Всюду в доме побываю.
    Я иду, иду, иду.
    Скоро город обойду.
  3. Выйдя из дома погулять с ребенком, дайте ему потолкать коляску, а сами повторяйте стишок.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОБЛЮДАТЬ РАВНОВЕСИЕ

Шагая, поднимай ножки выше

  1. Играйте в эту игру, когда ваш ребенок только-только начнет ходить. Малышу трудно сохранять равновесие, и это упражнение поможет ему преодолеть первые трудно­сти.
  2. Положите на пол несколько игрушек в ряд. (Очень хоро­ши для этого кубики.)
  3. Возьмите малыша за руку и идите вместе с ним. Когда он подойдет к игрушкам, ему нужно будет приподнять ножку, чтобы перешагнуть через них.
  4. Научите ребенка шагать. Ему понравится такая игра, а между тем она еще и превосходно тренирует мышцы ног.
  5. Как только малыш научится с легкостью перешагивать через кубики, возьмите другие игрушки или коробки, лишь бы они были чуть выше прежних. Это позволит малышу достичь новых успехов.
  6. Проделывая это упражнение, каждый раз говорите ре­бенку, что он перешагивает через что-то.
  7. Пробуйте также ходить вокруг кубиков.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОБЛЮДАТЬ РАВНОВЕСИЕ

Найди колокольчик

  1. Возьмите три небольших бумажных пакета из-под моло­ка и бумагу для оклейки.
  2. Оклейте два пакета бумагой одного цвета по вашему вы­бору, а третий — бумагой другого цвета.
  3. Положите маленький колокольчик или что-нибудь другое звенящее в третий пакет. Тщательно закройте все три пакета.
  4. Дайте малышу один из двух первых пакетов и помогите ему потрясти его.
  5. Когда же вы дадите ему пакет, в котором слышен звук, он, конечно, обязательно прореагирует на это.
  6. Помогите своему ребенку научиться различать цвет того пакета, внутри которого находится источник звука.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКЕ И ЦВЕТЕ

Игра в мяч

Ловить и бросать мяч — чудесное упражнение.

  1. Возьмите легкий большой мяч и покатите его с бугорка к ребенку. Скажите малышу, чтобы он поймал мяч. Когда он сделает это, покажите ему, как подтолкнуть мяч, что­бы он вернулся к вам, а если ребенок уже ходит, он мо­жет и принести мяч.
  2. Стоит только начать играть в эту игру, как ваш малыш захочет возвращаться к ней снова и снова.
  3. Попробуйте вместе бросить мяч о стенку так, чтобы он отскочил назад к ребенку. Малыш будет с радостью пы­таться ловить мяч.
  4. Дайте мяч ребенку и посмотрите, что он станет с ним де­лать. Если он начнет подражать вам, поймайте мяч и бросьте его назад в руки малыша.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ИГРЕ В МЯЧ

Найди пару

  1. Соберите несколько пар обуви.
  2. Возьмите один ботинок, а остальные отложите в сторону.
  3. Дайте выбранный ботинок ребенку и скажите ему, чтобы он нашел другой такой же в куче обуви.
  4. Если малышу будет трудно сделать это, помогите ему. Например, обратите его внимание на особенности боти­нок, в частности на шнурки, внешний вид, цвет, форму и т.п., чтобы помочь ему понять, что их объединяет.
  5. Дайте ему другой ботинок из кучи обуви и посмотрите, сумеет ли он найти ему пару. Со временем ваш малыш будет делать это без затруднений.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? НАХОДИТЬ ПАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Дай мне игрушку

  1. Выберите три игрушки вашего малыша из числа самых любимых.
  2. Берите по очереди каждую из игрушек в руки, обяза­тельно называя ее.
  3. Поставьте все три игрушки перед ребенком. Назовите одну из игрушек и попросите малыша дать ее вам.
  4. Когда он возьмет именно эту игрушку, похлопайте в ла­доши и от души похвалите его.
  5. Спрячьте одну из игрушек за спину. Теперь спросите малыша, где эта игрушка, и затем покажите ее.
  6. Спрячьте ту же игрушку за спину малыша и опять, на­звав ее, спросите его, где игрушка. Вскоре он поймет, что игрушка у него за спиной.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ