Особые игры для установления доверительной связи между вами и ребенком

0-3 месяца

Не скупитесь на ласки и разговоры с малышом

  1. Новорожденные реагируют на прикосновения и звуки. Каждый раз, когда вы берете малыша и разговариваете с ним, вы устанавливаете доверительную связь между ним и собой.
  2. Ребенок привыкает к вашему голосу и вашим сильным рукам.
  3. Будьте последовательны и постоянны в обращении с ре­бенком, в том, что вы ему говорите, в интонациях вашего голоса.
  4. Тогда вскоре ваш малыш начнет ворковать и улыбаться вам. Так он будет выражать свою любовь.

 

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРИЮ

Говорящие игрушки

  1. Выберите спокойное время для этой игры.
  2. Разместите различные мягкие игрушки, в том числе зве­рюшек, вокруг кроватки. Некоторые из них должны быть достаточно маленькими, чтобы ребенок мог их ухватить.
  3. Держите игрушку перед ребенком и поворачивайте ее в разные стороны. Поворачивая игрушку, говорите как бы от ее имени: «Эй, малыш!», «Как поживаешь, малыш?» и т.п.
  4. Ребенок будет пытаться схватить игрушку, и, если ему это удастся, он испытает удовольствие.
  5. Используйте игрушки самых разных размеров, разной формы и сделанные из разных материалов. Изменяйте свой голос, говоря за ту или иную игрушку. Это позволит малышу слышать разнообразные звуки.
  6. Игра превосходно развивает также слуховые и мелкие двигательные навыки.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Агуканье и объятия

  1. Воркование и агуканье — язык младенца. Увидев что-ли­бо интересное, он начинает агукать.
  2. Поиграйте со своим малышом в агуканье. Возьмите лю­бой ярко раскрашенный предмет и держите его перед глазами ребенка. Когда малыш начнет агукать, вы тоже скажите ему «агу» и обнимите его.
  3. Вскоре вы узнаете, что нравится вашему ребенку.
  4. Когда детишки обнаруживают, что издаваемые ими зву­ки приятны другим людям, они издают их чаще. Это спо­собствует раннему развитию языковых и разговорных навыков.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Болтай, болтай ножками

  1. Малышам нравится болтать ножками и подбрасывать их вверх. Как вы хорошо знаете, в очень раннем возрасте они даже умудряются засовывать в рот пальцы ножек.
  2. Чтобы помочь ребенку подвигать ножками, положите что-нибудь ему в ноги, например мягкую зверюшку, пи­щащую игрушку или вашу собственную руку.
  3. Каждый раз кладите в ноги малышу что-нибудь одно.
  4. Поместите подушку в кроватку таким образом, чтобы малыш ударял по ней ножками.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Я тебя вижу

  1. Лягте на спину и положите малыша себе на живот. Назо­вите ребенка по имени и слегка приподнимите, таким об­разом поощряя его поднять головку, чтобы увидеть вас.
  2. Снова и снова повторяйте игру, каждый раз высказывая одобрение ребенку, когда он поднимет голову чуть выше.
  3. Проделайте то же самое, уложив малыша на пол на его собственный животик и расположив перед ним какой-ни­будь ярко раскрашенный предмет, что также заставит его приподнять головку.
  4. Каждый раз, когда он немножко приподнимет головку, похвалите его.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИПОДНИМАТЬ ГОЛОВКУ

Поглаживание ребенка

  1. Это чудесная игра, способствующая установлению дове­рительной связи с вашим ребенком и пробуждающая в нем ответное чувство любви к вам.
  2. Подберите ряд предметов, которыми можно было бы по­глаживать ребенка. Хороши для этого шерстяное оде­яльце, кусочек шелка, перышко или комочек ваты.
  3. Тихо напевайте, поглаживая своего малыша; пусть это будет убаюкивающая мелодия без слов.
  4. Напевая, растирайте малышу один за другим пальчики на руках и ногах. Он будет испытывать при этом огром­ное удовольствие.
  5. Повторяйте всю эту процедуру, используя по очереди каждый из отобранных предметов.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Игры с наручными куклами

  1. Наденьте куклу себе на указательный палец. Переме­щайте ее перед ребенком, называя его по имени.
  2. Двигайте куклу вверх и вниз, наблюдая, следует ли взгляд малыша за ее движением.
  3. Старайтесь сделать так, чтобы кукла совершала круго­вые движения.
  4. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением куклы полностью, начинайте передви­гать ее на новый манер.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СЛЕДИТЬ ЗА ПРЕДМЕТОМ

Ожерелье для малыша

  1. Возьмите яркое ожерелье или нанижите на нитку разно­цветные бусинки.
  2. Надевайте бусы, когда вы кормите или нянчите малыша.
  3. Отдыхая, ребенок сможет смотреть тогда на нечто цвет­ное.
  4. Вы еще больше его заинтересуете, если будете покачи­вать ожерелье.
  5. Рассматривая бусы и вслушиваясь в ваш успокаиваю­щий, ласковый голос, ваше дитя будет испытывать ог­ромное удовлетворение и счастье.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОЗЕРЦАНИЮ

Шлеп, шлеп

  1. В эту игру хорошо играть, когда вы меняете пеленки своему малышу.
  2. Положите малыша на спину и дотрагивайтесь до различ­ных частей его тельца, произнося «шлеп, шлеп» при ка­ждом прикосновении к нему.
  3. Малыш при этом, скорее всего, начнет улыбаться и с ви­димым нетерпением будет ожидать нового прикосновения в другом месте.
  4. Приговаривая «шлеп, шлеп», называйте ту часть его тельца, которой вы касаетесь.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ

3-6 месяцев

Сумеешь ли ты вспомнить?

  1. Сядьте на стул перед столом, посадив ребенка себе на колени.
  2. Положите на стол любимую игрушку малыша так, чтобы он мог ее видеть.
  3. Поговорите с ним об этой игрушке. Затем приподнимите малыша и поверните его лицом к себе.
  4. Если при этом он повернет голову назад, чтобы поглядеть на игрушку, похвалите его и дайте ему эту игрушку.
  5. Если ваш ребенок уже ползает, можно играть с ним на полу. Тогда уложите его на животик и поместите перед ним игрушку.
  6. Отодвиньте игрушку в сторону, и малыш начнет ползать вокруг в поисках ее.
  7. Как только ребенок начинает искать игрушку, необхо­димо помочь ему быстро найти ее. Это укрепит его дове­рие к вам.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Лети, малыш, лети!

  1. Сядьте на пол вместе с малышом так, чтобы его лицо было обращено к вам. Держите ребенка, крепко обхватив под мышками его грудную клетку.
  2. Спросите малыша: «Хочешь полетать?» — и со словами «Раз, два, три, полетели» начинайте медленно поднимать его, отклоняясь назад.
  3. Лежа на спине и держа малыша «высоко в небе», приго­варивайте, обращаясь к нему: «Лети, малыш, лети!» - и что-нибудь еще, что сумеете придумать.
  4. Игра хороша и для вас, так как она укрепляет мышцы спины.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Вверх-вниз

Крепко держа малыша, поднимайте и опускайте его, приговаривая что-нибудь вроде:

Поднимаюсь высоко,
Сверху видно далеко!
(Держите малыша высоко над собой.)
Опущусь теперь пониже,
Чтобы к маме быть поближе.
(Обнимите его.)
Низко-низко опускаюсь,
(Опустите малыша до самого пола.)
Снова к маме возвращаюсь.
(Обнимите и расцелуйте его.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Исследование окружающего

  1. Лягте на кровать и положите малыша к себе на грудь.
  2. Крепко держите его и говорите ему примерно так: «Как я люблю тебя, малыш!», «Какой чудный малыш!» и т.п.
  3. Помогите малышу исследовать части вашего тела. Когда он дотронется до вашего носа, скажите: «Нос», когда же он дотронется до ваших волос, скажите: «Волосы» и т.д.
  4. Приподнимите ребенка и держите его так, чтобы вам бы­ло удобно смотреть друг другу в глаза. Говорите ему ласковые слова, рассказывайте о том, как вы любите его.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ 

Носик к носику

  1. Посадите малыша на колени лицом к себе и произнесите «бу» три раза.
  2. Одновременно с первым и вторым «бу» постепенно на­клоняйте голову в сторону ребенка, а на третье «бу» при­коснитесь своим носом к его носику. Если последнее «бу» вы произнесете чуть громче, это сделает игру еще более забавной.
  3. Повторяйте это снова и снова, Каждый раз изменяйте тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.
  4. Попробуйте сказать первое и второе «бу» шепотом, а третье произнести нормальным голосом.
  5. Остерегайтесь крика, так как это может испугать малыша.

 

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ 

"Ты мигай, звезда ночная!"

  1. Младенцы очень рано начинают воспринимать звуки. Помогая ребенку различать звуки, которые он слышит, вы способствуете его развитию.
  2. Возьмите малыша на руки и спойте ему песню:

Ты мигай, звезда ночная
Где ты, кто ты — я не знаю.
Высоко ты надо мной,
Как алмаз во тьме ночной.
(Перевод О. Седаковой)

  1. Пойте на разные голоса: иногда высоким, иногда низким голосом.
  2. Во время пения меняйте положение ребенка: кладите его головку то на одно плечо, то на другое и т.д.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ

Игра в поцелуи 

Возьмите малыша на руки и, произнося стишок, целуйте те части его тела, о которых говорится в каждой строчке.

Я целую твои ручки,
Я целую твои ножки.
Поцелую, мой родной,
С радостью и носик твой.

Целовать люблю я ручки,
Целовать люблю я ножки.
Целовать и носик твой —
Это счастье, мой родной.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Игра в названия

  1. Посадите ребенка к себе на колени. Дотрагивайтесь до различных частей его лица и называйте каждую из них.
  2. Теперь дотрагивайтесь только до двух частей лица, каж­дый раз говоря: «Это (имя ребенка) носик», «Это (имя ре­бенка) щечка». Повторите все несколько раз.
  3. Возьмите руку ребенка и дотрагивайтесь ею до своего носа и щеки, говоря: «Это папин нос», «Это папина щека».
  4. Чтобы ребенку было немного легче понимать и запоми­нать эти названия, лучше в ходе каждой игры ограничи­ваться двумя названиями.
  5. Теперь спросите малыша: «Где носик?» Затем дотронь­тесь ручкой ребенка до его носа и скажите: «Вот он!» Возвращайтесь снова и снова к повторению разучивае­мых названий.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

6-9 месяцев

Что у меня в руке?

  1. Спрячьте в руке маленький, но интересный для ребенка предмет.
  2. Разожмите руку и покажите малышу этот предмет. Со­жмите руку.
  3. Спросите ребенка: «Где (назовите предмет)?» Снова ра­зожмите руку и покажите предмет ребенку.
  4. Повторите игру, используя другую руку.
  5. Вскоре малыш будет стараться разжать вашу руку, пы­таясь достать предмет.
  6. Эта игра поможет ребенку понять, что предмет, поме­щенный внутрь чего-либо, не исчезает. 

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Расскажи мне сказку

  1. Посадите ребенка на колени лицом к себе.
  2. Скажите ему, что сейчас расскажете сказку.
  3. Начните ее, скажем, словами: «Жили-были...» - и подо­ждите, пока малыш ответит вам агуканьем или лепетом.
  4. Введите в сказку события или людей, с которыми знаком ваш малыш. Говорите короткими фразами и делайте паузы, чтобы ребенок успел отвечать вам на своем языке.
  5. Вскоре малыш поймет, что издаваемые им звуки вызы­вают у вас благоприятный отклик.
  6. Игры, подобные этой, способствуют развитию речи.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Ощупывание вещей

  1. Возьмите ребенка на руки и пройдитесь с ним по дому. В этой прогулке вы должны ознакомить его с особенностя­ми вещей, воспринимаемыми на ощупь.
  2. Разрешите малышу ощупать несколько предметов, а са­ми называйте их свойства, которые при этом обнаружи­ваются.
  3. Найдите и охарактеризуйте разные предметы: шерша­вые, скользкие, гладкие, мягкие, твердые, колючие, шел­ковистые, шероховатые, холодные и т.д. Вот примеры:
    1. Ковер - мягкий.
    2. Холодильник - холодный.
    3. Пол - твердый.
    4. Тряпичная игрушка - мягкая.
    5. Шарф – шелковистый

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

9-12 месяцев

Особая книжка

  1. Соберите вместе фотографии родных, друзей, близких и кого-либо еще, с кем знаком ваш ребенок.
  2. Наклейте каждое фото на отдельный лист картона и по­кройте его защитной прозрачной пленкой.
  3. Проделайте отверстие в верхнем левом углу каждой кар­тонки (карточки) и нанижите все карточки на ленточку, шнурок и т.п., сделав таким образом «книжку».
  4. Теперь сядьте рядышком с малышом и остановите его внимание на каждой фотографии: называйте имена род­ных, изображенных на фото, и рассказывайте о них что-либо.
  5. Попросите ребенка найти то или иное фото, говоря, на­пример: «Где папа?», «Где тетя    ?»
  6. Ваш малыш будет испытывать большое удовольствие, разглядывая так много знакомых лиц.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Хоп!

  1. Возьмите ручку ребенка в свою.
  2. Начиная с мизинца, по очереди касайтесь своим указа­тельным пальцем пальчиков малыша, каждый раз назы­вая его по имени. Продолжайте, пока не коснетесь его указательного пальчика.
  3. Теперь пускай ваш палец соскользнет вниз по его указа­тельному пальчику и поднимется на большой пальчик. Проделывая это движение, скажите: «Хоп!» Когда же вы
    достигнете кончика большого пальца, опять произнесите имя малыша.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Прячем и находим

  1. Сядьте на пол вместе с малышом вблизи места, где мож­но что-то спрятать, например около кресла или дивана.
  2. Покажите ребенку игрушку и дайте ему ее подержать.
  3. Теперь возьмите у него игрушку, затем скажите: «Я сей­час ее спрячу» — и на глазах у малыша спрячьте иг­рушку за диван.
  4. Попросите ребенка найти игрушку. Если он поначалу не поймет, верните игрушку назад и повторите игру.
  5. Продолжайте до тех пор, пока малыш не будет находить игрушку безо всякого труда.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

М-м-м, как приятно

  1. Посадите ребенка.
  2. Наполните коробку материалами различной текстуры и поставьте ее рядом с ним.
  3. Выньте из коробки кусочек меха и похлопайте им по щечке малыша.
  4. Затем ласково погладьте им его ручки и ножки, шепча при этом: «М-м-м, как приятно» или «Он такой мяг­кий» — и еще что-нибудь в этом роде.
  5. Дайте ребенку кусочек меха, и пусть он с ним поиграет.
  6. Поощряйте его к тому, чтобы он сам поглаживал себя этим меховым кусочком.
  7. Используйте тонкую бумагу, чтобы продемонстрировать, как она мнется, и поролон, чтобы показать, как его мож­но сжимать.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Игра с локтем

  1. Овладейте вниманием ребенка. Закройте лицо локтем и спросите: «Где папа?»
  2. Уберите локоть и скажите: «Вот я».
  3. Повторяйте это несколько раз до тех пор, пока ваш ма­лыш не начнет пытаться убрать локоть от вашего лица.
  4. Возьмите мягкую игрушку или куклу и сделайте вид, будто кукла спрашивает; «Где папа?» Это усложнит игру, делая ее еще более занимательной.
  5. Старайтесь изменять свой голос каждый раз, когда вы говорите: «Где папа?»

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ