Игры в кухне

0-3 месяца

Горячая каша

  1. Эта великолепная игра будет развивать у вашего ребенка чувство ритма.
  2. Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, пригова­ривая:

Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно, уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем — какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее съедим!

  1. На слове «съедим» дотроньтесь до носика ребенка паль­цем.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ОЩУЩАТЬ РИТМ

Время еды — время ласк

  1. При кормлении малыша важно, чтобы он ощущал тепло ваших рук и ваши объятия.
  2. Во время еды ручки ребенка должны быть свободны, чтобы он мог касаться вас ими и «исследовать» вас.
  3. Положите ручки малыша себе на лицо, проведите ими по носу, рту, волосам и глазам.
  4. Мягко придерживайте и массируйте кисти его рук.
  5. Поглаживайте его ручки до самых плечиков и тихо гово­рите ему ласковые слова.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

О, как красиво!

  1. При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрое полотенце или шарфик.
  2. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на полотенце.
  3. Во время кормления держите это полотенце перед взо­ром ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: «Какое красивое полотенчико...», «Какой красивый ма­лыш» и т.п.
  4. В следующий раз, когда ребенок увидит это полотенце у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с полу­чением удовольствия.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Найди, что гремит

  1. Когда ребенок закончит есть, подержите его у себя на ко­ленях и сыграйте в эту игру.
  2. Потрясите погремушку сначала с одной стороны от его головки, а потом с другой.
  3. Старайтесь трясти погремушку сначала медленно, а за­тем все быстрее и быстрее.
  4. Малыш начнет искать источник звука глазами. Когда вы увидите, что он реагирует на звук, похвалите его и обни­мите. 

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧЕНИЮ ЗВУКОВ

 

3-6 месяцев

Это ложка!

  1. Когда ваш ребенок в первый раз увидит ложку, он может не понять, для чего она.
  2. Покажите ему ложку саму по себе, без еды. Скажите ему что-нибудь приятное, и тогда он будет связывать ложку с каким-то удовольствием.
  3. Положите ложку прямо перед ребенком, потом поднесите ее к своему рту и изобразите, будто вы едите, говоря: «Ам-ам-ам».
  4. Теперь возьмите в ложку немного еды и поднесите ма­лышу ко рту. Покормите его с ложки.
  5. Вскоре ребенок поймет, для чего нужна ложка, и начнет проявлять к ней интерес каждый раз, когда увидит.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЕСТЬ С ЛОЖКИ

Игра с участием рук

  1. Если ваш ребенок научился свободно сидеть на высоком стуле, вы можете давать ему маленькие кусочки чего-ли­бо съедобного, чтобы он брал их в руки.
  2. Подсушенные кусочки хлеба и нарезанные кубиками ва­реные овощи привлекут внимание малыша и будут спо­собствовать развитию его сноровки.
  3. Положите несколько кусочков на поднос высокого стула и покажите ребенку, как взять кусочек в руку, а потом вновь положить его на место. (Класть на место — наибо­лее трудная часть задачи.)
  4. Покажите, как взять кусочек и переложить его в другую руку-
  5. Протяните малышу руку ладонью вверх и посмотрите, сможет ли он взять и положить овощной кубик вам на ладонь.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК

Кукареку!

  1. Детишки любят эту игру из-за слова "кукареку".

Мы по кухне, по кухне идем,
Кукареку!
Мы по кухне, по кухне идем,
Кукареку!
На головку ладошку кладем.
Кукареку!
И на ушко ладошку кладем,
Кукареку!
И на носик ладошку кладем,
Кукареку!
И на щечку ладошку кладем,
Кукареку!

  1. Держите малыша и, произнося эти слова, кладите его ладошку на те части его тельца, которые упоминаете в данный момент. Называйте находящиеся в кухне пред­меты и кладите на них ладошку малыша:

И на чашку ладошку кладем... И на столик ладошку кладем... И на ложку ладошку кладем...

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Кубики из желе

Эта игра, как ничто другое, помогает ребенку составить представление о текстуре предмета.
Разведите готовый порошок желе и дайте ему застыть. Нарежьте желе на кубики и положите их на поднос вы­сокого стула. Малышу понравится наблюдать за колеб­лющейся массой желе и передвижением кубиков.
Играя, приговаривайте:
На маленьком подносике у малыша под носиком
Качается-качается кубик из желе
 Дрожит он и мерцает, и тихо-тихо тает,
Как льдинка-холодинка, как льдиночка в воде.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Что готовится в кухне?

  1. Занимаясь делами на кухне, посадите ребенка в безопас­ном месте на детский стул.
  2. Во время приготовления еды рассказывайте ему о каж­дом своем действии - «Я размешиваю»... «Я наливаю»... «Я мою»...
  3. Дайте малышу поиграть мерной ложкой, разными сосу­дами, деревянными ложками.
  4. Когда же ребенок подрастет, пусть он помогает вам на­ливать, толочь, размешивать.
  5. Обязательно называйте все продукты, которые вы ис­пользуете при приготовлении того или иного блюда.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Скажи мне, малыш

  1. Когда детишки впервые пытаются заговорить, они начи­нают лепетать. Младенцы издают самые разнообразные звуки, пробуя перемещать язык во рту в самых разных направлениях.
  2. Первые издаваемые малышом звуки вроде «да, да, да» вызывают у родителей волнение. Отвечайте на его «да, да, да» теми же звуками.
  3. Когда вы отвечаете ребенку, то он, скорее всего, начнет повторять полюбившийся звук.
  4. Обязательно повторяйте звуки, которые произносит ре­бенок, так как это вдохновит его и он станет лепетать все больше и больше, потому что ему очень приятно общение с вами.
  5. Играя в эту игру, произносите и новые звуки, наблюдая, подражает ли вам ребенок. Произносите, например, «ма, ма, ма» или «ба, ба, ба».

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

6-9 МЕСЯЦЕВ

Игра с макарониной

  1. Сварите макароны и положите несколько штук на поднос детского высокого стула.
  2. Покажите малышу, как можно их передвигать. Возьмите макаронину в руку, потрясите ее, проведите по ней ру­кой и расскажите малышу о ее текстуре.
  3. Дайте возможность ребенку самому поиграть с макаро­ниной. Хлопайте в ладоши и одобряйте все его действия.
  4. Сложите несколько кусочков макаронины вместе и по­просите малыша разъединить их.
  5. Спойте ему что-нибудь, вставляя слово «макароны» или «спагетти».

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАЧАТКАМ ТВОРЧЕСТВА

Игра с чашкой

  1. Посадите ребенка на высокий стул с подносом или по­ближе к обеденному столу.
  2. Поставьте перед ним маленькую чашку.
  3. Теперь возьмите ее и сделайте вид, будто вы пьете из нее, приговаривая «ам-ам» или «как вкусно».
  4. Поднесите чашку ко рту ребенка, повторяя те же слова.
  5. Поставьте чашку на поднос и проследите, станет ли ре­бенок играть в эту игру самостоятельно.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПИТЬ ИЗ ЧАШКИ

Игра с противнем

  1. Поместите игрушку в одну из ячеек противня для вы­печки сдобы.
  2. Покажите малышу, как взять оттуда игрушку и как по­ложить ее назад.
  3. Поощряйте малыша брать и снова класть ее на место.
  4. Поместите другую игрушку во вторую ячейку и продол­жите игру.
  5. Помещайте в ячейки все новые игрушки, пока они все не заполнятся.
  6. Ваш малыш не перестанет радоваться, бесконечно выни­мая и укладывая назад в ячейки эти игрушки.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Постучи и потряси

  1. Играйте в эту игру, когда ребенок возбужден.
  2. Посадите малыша на высокий стул или на пол, не по­крытый ковром.
  3. Привлеките его внимание, постукивая кубиком по столу или полу.
  4. Пусть малыш сделает то же самое, а вы выразите свое восхищение.
  5. Повторите все действия, но гремя погремушкой.
  6. Когда ребенок поймет, что, взяв предмет, можно им сту­чать или греметь, хорошо спеть вместе с ним какую-нибудь детскую песенку.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СТУЧАТЬ И ТРЯСТИ

Кастрюли и миски

  1. Детишки любят играть с мисками и кастрюлями.
  2. Покажите малышу, как накрыть кастрюлю крышкой.
  3. Когда он без труда научится накрывать кастрюлю крыш­кой, дайте ему вторую крышку, другого размера.
  4. Посмотрите, сможет ли ребенок сам решить, какой крышкой нужно закрыть кастрюлю.
  5. Положите в кастрюлю небольшие игрушки или что-нибудь съестное, и когда малыш снимет крышку, он об­наружит сюрприз.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Игра с салфеткой

  1. Детишки обожают эту игру и будут играть в нее долгое время.
  2. Посадите ребенка на колени лицом к себе.
  3. Накиньте обеденную салфетку из мягкой материи себе на голову, частично прикрыв ею лицо.
  4. Теперь снимите салфетку и скажите: «Ку-ку».
  5. Проделайте это несколько раз, прежде чем набросить салфетку на ребенка. Накройте ему голову салфеткой, сдерните ее и скажите: "Ку-ку".
  6. Накиньте салфетку малышу на голову и посмотрите, сдернет ли он ее. Снимайте салфетку, пока ребенок не научится делать это сам.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОР

Игра с ложкой

  1. Детишки любят стучать ложкой о какую-нибудь поверх­ность или о другую ложку.
  2. Дайте ребенку деревянную ложку и покажите ему, как ударять ею по разным поверхностям — столу, полу, га­зете и т.п.
  3. Теперь дайте ему две металлические ложки и покажите, как стучать ими друг о друга, а также по разным по­верхностям.
  4. Спросите его: «Ты умеешь стучать ложками?»-- и, когда он сделает это, крикните: «Урраа!»
  5. Дайте малышу кастрюлю и покажите ему, как мешать в ней ложкой.
  6. Все это к тому же даст малышу возможность выполнять ействия, требующие координации движений рук и глаз.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХ

Три кубика — две руки

  1. Посадите ребенка на высокий стул или на пол.
  2. Положите перед ним два кубика.
  3. Если малыш сам не возьмет эти кубики, дайте их ему в руки.
  4. Теперь возьмите третий кубик и дайте его малышу. Ему нужно научиться бросить один из кубиков, чтобы взять третий.
  5. Умение освобождать руку имеет большое значение для развития ребенка.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВЫПУСКАТЬ ИЗ РУК РАНЕЕ ВЗЯТОЕ

9-12 месяцев

Я умею делать это сам

  1. Положите немножко воздушной кукурузы или кусочки банана на поднос детского стула.
  2. Возьмите кусочек пищи и положите ее себе в рот, гово­ря: «Я беру кусочек банана и кладу его в рот. Ам-ам-ам».
  3. Теперь возьмите руку малыша и помогите ему взять ку­сочек банана, говоря: «(Имя ребенка) берет банан и кла­дет его в ротик. Ам-ам-ам».
  4. Можете менять слова в конце фразы, произнося вместо «ам-ам» другие звуки или что-нибудь вроде «молодец, малыш», «хорошо, малыш».

ЧЕМУ ЖЕНАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? БРАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ

Наливаем, переливаем 

  1. Наливать — это умение, которое ребенок будет осваи­вать в результате очень длительной практики.
  2. Кухня — прекрасное место для этого, а крупа или хло­пья — подходящий материал для первых упражнений.
  3. Поставьте две чашки одинакового размера на поднос вы­сокого стула, Положите немного хлопьев в одну из чашек и покажите малышу, как "перелить" это в другую чашку.
  4. Занимаясь этим, малыш будет испытывать удовольствие, подбирая упавшие крупинки и хлопья.
  5. Теперь замените прежние чашки двумя другими — раз­ного размера. Это позволит ребенку заниматься пересы­панием и дальше.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? НАЛИВАТЬ И ПЕРЕЛИВАТЬ

Найди вкусненькое

Вам понадобятся три прозрачных пластиковых стакана, воздушная кукуруза или маленькое круглое печенье.

  1. Посадите ребенка на высокий стул и на его глазах спрячьте печенье под стакан. Пусть малыш найдет пече­нье и съест его.
  2. Продолжайте эту игру, добавив второй стакан, а затем и третий.
  3. При этом вы всегда должны быть уверены, что ребенок видит, куда вы спрятали печенье.
  4. Всякий раз, когда малыш найдет печенье, хвалите его.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК

Чуу, чуу, поезд с вкусненьким

  1. Соедините цветным шнурком несколько пустых молоч­ных пакетов, чтобы получился "поезд".
  2. В одном из пакетов вырежьте сбоку отверстие и положи­те туда воздушную кукурузу, изюм или какие-нибудь другие вкусности, которые можно взять пальцами.
  3. Покажите малышу, как везти «поезд» по полу.
  4. Двигая его, говорите: «Чуу, чуу, поезд с вкусненьким, дуу-дуу»-
  5. Скажите малышу: «Давай остановимся на станции и пе­рекусим» - и положите воздушную кукурузу или изю­минку себе в рот.
  6. Продолжайте играть, стремясь сделать так, чтобы ребе­нок сам тянул "поезд".

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПЕРЕДВИГАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Подходит ли это?

  1. Представление о размере детишки получают опытным путем. Ощупывание и попытки засунуть один предмет в другой позволяют им судить о большом и малом. Это представление вырабатывается у них задолго до того, как они начнут понимать слова вроде "большой" и "маленький".
  2. Мерные сосуды с делениями могут послужить превос­ходными игрушками и помочь детишкам составить пред­ставление о размере.
  3. Дайте ребенку два таких сосуда. Покажите ему, как по­местить один в другой, и пусть малыш пробует проде­лать это сам.
  4. Когда он поймет, как это делается, дайте ему третий со­суд.
  5. Пока он экспериментирует с сосудами, хвалите его и дайте ему понять, что он занят полезным делом.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗМЕРАХ ПРЕДМЕТОВ

Построй башню

  1. Соберите использованные при готовке в кухне коробки из-под воздушной кукурузы, маргарина, яиц, пакеты из-под молока, сока и пластиковые бутылки.
  2. Предоставьте малышу возможность громоздить эти ко­робки одна на другую. Так он приобретет представление о равновесии.
  3. Покажите, как из коробок построить башню. Когда же она опрокинется, засмейтесь вместе с малышом, чтобы он понял, что все в порядке и ничего страшного не про­ изошло из-за того, что все рассыпалось.
  4. Соорудите из коробок «мост» или «туннель» и покажите ребенку, как катить игрушечный автомобиль по «мосту» и через «туннель».

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАВНОВЕСИИ

Это — холодное

  1. Когда вы берете ребенка с собой в магазин, каждый раз, покупая что-нибудь холодное, показывайте это и давайте ему возможность ощутить холод, в то время как вы про­износите слово «холодный».
  2. Придя домой, оставьте холодные покупки на столе.
  3. Откройте холодильник и дайте малышу возможность ощутить, что там внутри. Объясните ему, что это — холод.
  4. Дайте ему подержать холодные покупки и попросите положить их в холодильник. Пока он будет проделывать это, говорите: «Спасибо, что ты убираешь холодный сыр». Называя последовательно каждую покупку, обязательно произносите слово «холодное».

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ХОЛОДНОЕ