Игры с пальчиками

0-3 месяца

Игры на траве

  1. Выйдите из дома вместе с ребенком в тихую, мягкую погоду. Расстелите на земле одеяло и сядьте на него с малышом.
  2. Сорвите травинку и нежно поглаживайте ею его руки.
  3. Переверните малыша на животик, положите его ладошки на траву и проведите ими по ней несколько раз.
  4. Ребенок будет стараться схватить травинки и найдет это очень увлекательным.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Игра с перчаткой для изучения текстуры ткани

  1. Нашейте на старую перчатку кусочки материи раз­личной текстуры. ЗАМЕЧАНИЕ: все они должны быть надежно закреплены.
  2. Будет лучше, если вы прикрепите к каждому пальцу разную на ощупь ткань.
  3. Очень хороши для этого фланель, шелк, вельвет и холст. Постарайтесь также прикрепить к перчатке крупную пуговицу или другой заметный предмет.
  4. Если же вы обрежете у перчатки кончики пальцев, то ребенок наряду с разной текстурой ткани сможет ощу­тить, как различны на ощупь ткань и ваша рука.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Малышкины ручки

  1. Легонько погладьте рукой ручку ребенка, приговаривая:

Ручки-ручки, Малышкины ручки.

  1. Теперь погладьте малыша мягкой игрушкой и повторите слова.
  2. Снова погладьте рукой ручку малыша.
  3. Чередуйте поглаживание рукой и игрушками из разных материалов.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Погремушки и кольца для сосания при прорезывании зубов

  1. Поиграйте в эту игру, когда ребенок возбужден. Посади­те малыша в кроватке или на высокий детский стул.
  2. Дайте ему в руки погремушку. Он сумеет продержать ее всего несколько секунд, а затем отбросит.
  3. Поднимите погремушку и снова дайте ее ребенку.
  4. Вскоре малыш начнет тащить погремушку в рот. На этой стадии развития ребенок будет обязательно тянуть в рот все, что попадет к нему в руки. Для вас это должно по­служить сигналом к тому, чтобы добавить к погремушке специальные кольца.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

"Аэробика" малыша

  1. Положите малыша на спинку. Очень нежно поднимайте и опускайте его руки.
  2. Двигайте их вместе и по отдельности все так же нежно.
  3. Занимаясь с ребенком таким образом, декламируйте стишок:

Вверх-вниз, вверх-вниз,
А теперь по кругу.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Вот и весь сюрприз!

  1. Повторяйте этот же стишок, когда будете поднимать и опускать ножки малыша, то вместе, то поодиночке.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Пальчики танцуют

  1. В эту игру играют с пальцами рук и ног. Перебирая пальчики, вы помогаете ребенку получить представление о его собственном теле — о руках и ступнях.
  2. Пойте песенку, дотрагиваясь по очереди до каждого пальчика на руке или ноге ребенка:

Эта свинка танцевала,
Эта свинка рисовала,
Эта свинка умывалась,
Эта свинка наряжалась.
А эта свинка — малышка.
Маленькая, как мышка.
И пусть сто лет пройдет.
Она не подрастет!

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Где у нас пальчики?

  1. Эта игра связана со множеством прикосновений к ребен­ку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.
  2. Дотрагивайтесь до разных частей тела малыша, напевая:

Где у нас пальчики на руках?
Где у нас пальчики на ногах?
Где у нас животик?
Ищем-ищем...
Где у нас ушки? Где у нас носик? Где у нас ротик?
Ищем-ищем...

  1. С детьми более старшего возраста используйте в игре куклу, что усилит эффект.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Вокруг горы

  1. Эта игра важна для развития ножек ребенка.
  2. Положите малыша на спину и возьмите ступни его ног в свои ладони.
  3. Двигайте ножки малыша к себе и от себя, а затем по кругу.
  4. Во время этого упражнения напевайте на какой-нибудь известный вам мотив:

Вокруг горы, вокруг горы
Идем, идем, идем.
Вокруг горы, вокруг горы
С тобою обойдем,
А после будем мы играть
И каждый пальчик целовать.

  1. Произнося последнюю строчку, начинайте целовать каж­дый пальчик малыша по очереди.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

3-6 месяцев

"Этот пальчик — старый"

  1. Детишкам нравится эта традиционная китайская игра.
  2. Начиная с большого пальчика ноги или руки, вы последовательно дотрагиваетесь до каждого из них.

Этот пальчик — старый.
Этот пальчик — молодой.
Этому пальчику нечего есть.
Этот пальчик пошел купить немножко сена.
А этот пальчик пошел в деревню.

  1. Приспособьте эту игру к условиям вашего окружения:

Этот пальчик — старый.
Этот пальчик — молодой.
У этого пальчика есть игрушка.
Этот пальчик пошел купить немножко...
(Назовите что-нибудь, что любит ваш малыш.)
А этот пальчик пошел в деревню.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Очаровательные пальчики

  1. Детишки любят рассматривать свои пальцы на руках и ногах. Эта чудесная игра предоставляет им новые воз­можности для такого приятного занятия.
  2. Возьмите носок вашего ребенка, лучше белого цвета, и украсьте его кусочками цветной ткани, нитками или да­же прикрепите к нему колокольчик. ЗАМЕЧАНИЕ: ис­пользуйте только безвредные материалы и надежно их закрепляйте.
  3. Наденьте такой носок на ножку малыша и ждите, что за этим последует.
  4. Не оставляйте малыша без присмотра, так как он может попытаться засунуть носок в рот.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Пальчик-непоседа

  1. Покачивайте указательным пальцем в воздухе и декла­мируйте стишок. Когда вы дойдете до слова "садись", до­троньтесь до носика малыша.

Мой пальчик-непоседа,
Быстрее шевелись,
А если вдруг устанешь,
Скорей сюда садись.

  1. Разнообразьте движение пальцев, и малыш начнет под­ражать вам. Покачивайте пальцем прямо перед ним, над его головой, сбоку и т.д. Покажите ребенку, что в этой игре есть много возможностей.
  2. Не обязательно дотрагиваться именно до носика ребенка, можно щелкнуть его по животику или по какой-либо еще части тела.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОДРАЖАНИЮ

Этот маленький пальчик на ноге

  1. Нежно касайтесь каждого пальчика на ножках ребенка, приговаривая:

Этот пальчик барабанит — трам-там-там.
Этот пальчик моет-чистит — скраб-скраб-скраб.
Трам-там-там,
Скраб-скраб-скраб,
А большой на ножке пальчик
В лужу ПЛЮХ-БАХ!

  1. Измените голос, произнося "ПЛЮХ-БАХ".
  2. Играя в эту игру, каждый раз меняйте интонацию на этом слове.
  3. Говорите то высоким, то низким голосом, а то и ше­потом. Я уверена, что вы придумаете множество раз­новидностей этой игры.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Что ты ощущаешь?

  1. Сделайте два отверстия для пальцев в узкой коробке.
  2. Оклейте коробку изнутри кусочками материи и бумаги с разной текстурой — например, мехом, мешковиной, вель­ветом, наждачной бумагой. Надежно закройте коробку.
  3. Покажите ребенку, как просунуть палец в отверстие. Просуньте свой палец в другое отверстие.
  4. Поговорите с малышом о том, какую поверхность он ощущает своим пальцем. Мягкая ли она, грубая или буг­ристая?
  5. Эта игра хороша в дороге.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Где звучит?

  1. Дайте ребенку погремушку и помогите ему потрясти ее. Посмотрите, сможет ли он трясти ее самостоятельно.
  2. Переложите погремушку в другую его руку. Помогите ему потрясти ее. Посмотрите, сможет ли он трясти ее самостоятельно.
  3. Пронаблюдайте, реагируют ли его глаза на источник зву­ка.
  4. Тряся погремушкой, скажите: "Греми, греми, греми, гре­ми!"
  5. Теперь дайте погремушку ребенку и, когда он ее начнет трясти, повторите те же слова.
  6. Продолжайте эту игру, чтобы ребенок смог осмыслить, что это его рука, тряся погремушку, производит звук.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХ

Поезд-малютка

  1. Передвигайте пальцы вдоль руки малыша вверх и вниз, декламируя при этом стишок:

Вот поезд по рельсам бежит:
"Чу-чу-чу".
Вот поезд по рельсам бежит:
"Чу-чу-чу".
Потом он назад повернул и гудит:
"Ту-ту, ту-ту, ту-ту".
(Изображайте голосом гудок паровоза.)

  1. Теперь двигайте пальцы малыша вдоль ваших рук и по­вторяйте стишок.
  2. Не забудьте "погудеть".

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Рыбка

  1. Эта игра позабавит ребенка в ванне или бассейне.
  2. Двигайте руку под водой, изображая рыбку, и произно­сите стишок:

Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла.
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она!

  1. Когда скажете: "Вот она!", слегка облейте малыша водой.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Маленькие пальчики

  1. Держите ручку ребенка и двигайте один из его паль­чиков назад и вперед, приговаривая: "Пальчик, пальчик, шевелись".
  2. Повторите это с каждым пальцем.
  3. Проделайте то же самое с пальчиками ног.
  4. Двигая пальцы ног и рук ребенка, приговаривайте:

Что мы сделаем с нашими пальчиками?
Что мы сделаем с нашими пальчиками?
Что мы с ними сейчас сделаем?
Мы пошевелим нашими пальчиками
 Мы пошевелим нашими пальчиками.
Мы сейчас ими пошевелим.

  1. Попытайтесь также потрясти его пальчики {или пока­чать, постучать ими и т.п.).

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Дотронься пальчиками

  1. Возьмите ручку ребенка в свои и, нежно перебирая каж­дый пальчик, говорите: "пальчик".
  2. Так же нежно и по очереди перебирайте пальчики на ногах и говорите: "пальчик".
  3. Теперь положите пальцы рук малыша на пальцы его ног.
  4. Пропойте стишок на любой мотив, который вам нравится.

Пальцем ручки пальцев ножки
Мы коснемся осторожно,
Пальцем ручки пальцы ножки
Мы потрогаем опять.
Мы теперь с тобою можем
Пальчики пересчитать:
Раз. два, три, четыре, пять!

  1. Дотрагивайтесь до каждого пальца ручки или ножки ре­бенка, считая до пяти.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

6-9 месяцев

Игра с падающим предметом

  1. Вам понадобятся маленький мячик и пустая банка из-под кофе. ЗАМЕЧАНИЕ: убедитесь, что у банки нет острых краев.
  2. Посадите ребенка на пол и поставьте перед ним пустую банку.
  3. Дайте ему мячик: руки с мячиком должны находиться над банкой.
  4. Разожмите его пальцы, чтобы мячик упал в банку.
  5. Когда вы услышите, что мячик стукнулся о дно, скажи­те: "Бах!"
  6. Повторите это несколько раз, и вскоре ваш малыш сам начнет бросать мячик в банку.
  7. Не забудьте, что ребенку, скорее всего, будет нужна по­мощь при извлечении мячика из банки.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? УЗНАЕТ, КАК ПАДАЮТ ПРЕДМЕТЫ

Потрогай это

  1. Найдите спокойное время, когда вы могли бы поиграть с вашим малышом, ни на что не отвлекаясь.
  2. Соберите предметы с различной текстурой, например фольгу, клубки ниток, шероховатую бумагу, грубую руб­чатую ткань, бархат, атлас, шерсть, вощеную бумагу и пробку.
  3. Наклейте все это на большой кусок картона.
  4. Теперь кладите руку ребенка по очереди на каждый из этих предметов и рассказывайте ему о тех вещах, к которым он прикасается. Используйте при этом слова: "гладкий", "приятный", "мягкий", "холодный".
  5. Эта игра очень полезна и для развития речи.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ

Свинка, свинка

  1. Словесные игры, в которые вовлекаются пальцы рук и ног ребенка, веселят малыша и способствуют установле­нию особого доверия между вами.
  2. Декламируйте стишок в то время, когда ваш малыш бу­дет играть со своими ступнями.

Свинка, свинка, где ты свинка? Я давно тебя ищу!
(Пошевелите большой палец малыша на ноге.)
Где же твой ботинок, свинка? Почему я не найду?
(Потрясите ступню малыша.) Свинка, свинка, хрю-хрю-хрю,
(Поцелуйте пальчик малыша.) Ах, как свинку я люблю!
(Поднимите малыша и крепко прижмите его к себе.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Пальчик к пальчику

Играя с большими пальцами рук малыша, приговаривай­те:
Пальчик к пальчику прижмем. Пригласите — мы придем.
(Положите большие пальцы своих рук на большие пальцы рук малыша.)
Если ссориться не будем, Мы придем, не позабудем.
(Обхватите своими большими пальцами большие пальчики ребенка.)
Пальчик к пальчику приложим, Подружиться им поможем.
(Поцелуйте пальчики малыша.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Шлепну я пальчик своего малыша

  1. Поглаживайте тельце ребенка и говорите ему ласковые слова — это вызовет у него чувство доверия к вам.
  2. Пропойте ему песенку на какой-либо мотив по вашему желанию:

Шлепну я пальчик своего малыша,
Шлеп, шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп, шлеп.
Шлепну я пальчик своего малыша,
А потом поцелую малютку.

  1. Когда вы пропоете слово "шлепну", нежно коснитесь пальчика ребенка. Когда же вы пропоете слово "поцелую", крепко обнимите его и поцелуйте.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Пальчик пальчиком потрем

  1. Нежно растирайте пальчики ног малыша один за другим, напевая:

Пальчик пальчиком погладим,
Пальчик пальчиком потрем.
Отдохнем с тобой немножко,
А потом опять начнем.

  1. Повторяйте этот припев, пока не промассируете все пальцы малыша.
  2. Повторяйте игру, перейдя к пальчикам рук.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Поглаживание

  1. Поглаживайте своими пальцами ручку малыша и приго­варивайте:

Придет киска не спеша
И погладит малыша.
"Мяу-мяу", — скажет киска,
— Наша детка хороша!"

  1. Можно упоминать и других животных, воспроизводя ха­рактерные для них звуки,
  2. Поощряйте малыша воспроизводить звуки, свойственные тому или иному животному.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХ, ИЗДАВАЕМЫХ ЖИВОТНЫМИ

Игра с печеньем

  1. Отломите кусочек печенья и дайте ребенку.
  2. Разломите печенье на маленькие кусочки, возьмите и съешьте один из них. Уговорите ребенка сделать то же самое.
  3. Положите кусочек печенья в коробочку из-под фотопленки, затем переверните ее и вытряхните оттуда этот кусочек.
  4. Теперь снова положите печенье в коробочку и посмотрите, станет ли ваш малыш вынимать его оттуда.
  5. Положите в банку несколько кусочков и закройте крыш­кой. Пусть малыш попробует снять крышку и достать печенье.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВЫНИМАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ

Пальчики-свинки

  1. Это старинный английский стишок, уходящий в глубь веков.
  2. Декламируйте его, следуя приводимым советам:

Пальчики-свинки и крошки-ступни (Целуйте ступни малыша и
двигайте их по кругу.)
Пальчики-свинки и пяточки-крошки — Это твои проворные ножки. (Целуйте ступни малыша и двигайте их по кругу.)
Мы каждой нашей маленькой свинке
Почешем, погладим ласково спинку. (Хрюкайте, изображая свинью.Щекочите пальчики малыша и, подражая поросенку, произносите "уи, уи"; дотрагивайтесь до каждого из его пальчиков.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

В амбаре

  1. Подобные игры учат детишек доверию и помогают раз­вить чувство юмора.
  2. Произносите стишок и следуйте приводимым советам:

Шмель влетел в амбар большой, (Нежно коснитесь указательным
пальцем животика малыша)
Там обед уж под рукой. (Легонько коснитесь его подмышки) Бужжжжжжжжж-ж-ж! (Теперь пощекочите малыша в разных местах.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ 

9-12 месяцев

Сожми-разожми

Вашему малышу понравится неожиданное окончание иг­ры.

  1. Декламируйте стишок, согласуя его слова с действиями пальцев, а ребенок будет наблюдать за вами.

Пальчики быстро сожми-разожми,
Хлопни в ладошки и носик потри,
Потом положи на колени ладошки,
Чтобы они отдохнули немножко.

В воздухе ручками ты потряси,
К  личику быстро их поднеси,
Ротик открой, но смотри — Пальчики в рот не бери!

Тянуть руки к лицу начинайте от своей талии.
Медленно произнесите: "Ротик открой", подождите секунду, а затем очень быстро скажите: "Пальчики в рот не бери!" — и спрячьте руки за спину.

  1. Вскоре малыш попытается подражать вам.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОДРАЖАНИЮ

Вода и ложка

Ваш малыш будет в восторге от этой игры.

  1. Поставьте не очень глубокую пластиковую тарелку на стол перед малышом; туда же положите большую ложку.
  2. Налейте в тарелку воду.
  3. Рядом с тарелкой поставьте пустую чашку. Покажите ребенку, как опускать ложку в тарелку, зачерпывать ею воду и переливать в чашку.
  4. Если добавить в воду несколько кусочков льда, то игра станет еще интереснее.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОЖКОЙ

Пять веселых поросят

  1. Малыш получит удовольствие, наблюдая за развитием этой игры.
  2. Произносите стишок, следуя указаниям.

Где наши мышки, мышки-малышки?
Квик-квик-квик.
(Произносите это писклявым голосом, держа руку за спиной)
Нету ни одной.
Пик-пик-пик.
(Выставьте кисть руки вперед, чтобы малыш мог ее видеть)

Да вот же они, (Говорите с ускорением.)
Из норки пришли,
Раз, два, три, четыре, пять.
(Раскройте ладонь и один за другим поднимайте пальцы.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Где наши мышки?

  1. Малыш получит удовольствие, наблюдая за развитием этой игры.
  2. Произносите стишок, следуя указаниям.

Где наши мышки, мышки-малышки?
Квик-квик-квик.
(Произносите это писклявым голосом, держа руку за спиной.)
Нету ни одной.
Пик-пик-пик.
(Выставьте кисть руки вперед, чтобы малыш мог ее видеть.)

Да вот же они, (Говорите с ускорением.)
Из норки пришли,
Раз, два, три, четыре, пять.
(Раскройте ладонь и один за другим поднимайте пальцы.)

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Улитка

  1. Сделайте ладонь лодочкой. Читайте малышу стишок, вдвигая пальцы одной руки в сложенную лодочкой ла­донь другой.

Ты видишь ли: рука вползает в руку,
Как это делает улитка,
В свой домик возвращаясь.
Все ближе, все теснее прижимаясь
К руке-ракушке в поисках уюта.
Рука-улитка обрела покой.

  1. Сложите лодочкой свою ладонь и попросите малыша вложить в нее пальчики.
  2. Покажите ребенку, как делать ладонь лодочкой. Вложите свои пальцы в его ладонь.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ

Игра с перчаткой

  1. Сядьте на пол вместе с ребенком.
  2. Наденьте на руку садовую перчатку и пошевелите паль­цами.
  3. Теперь наденьте эту перчатку на руку ребенку и пошевелите его пальцами. Одновременно произносите какие-нибудь малозначащие слова вроде: "шевели, шевели".
  4. Снимите перчатку с руки малыша и посмотрите, сможет ли он сам надеть ее себе на руку. Возможно, это про­изойдет не сразу. Если он расстроится, помогите ему и взбодрите его.
  5. Продолжайте играть в эту игру с малышом. Наденьте одну перчатку ему на руку, а другую — себе. Шевелите своей рукой и посмотрите, будет ли он делать то же са­мое своей.
  6. Попытайтесь натянуть перчатку малышу на ножку.
  7. Попытайтесь натянуть эту же перчатку кукле на руку или на ногу.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ

Этот теленочек

  1. Играйте в эту игру либо с пальцами рук, либо с пальца­ми ног. Перебирайте пальчики малыша на руках или но­гах и одновременно рассказывайте о том, что делают те­лята.

Этот теленочек травку жует,
Этот теленочек громко поет,
Этот теленочек в луже играет.
Этот теленочек в лес удирает.
А этот все лежит
И только мычит.
Вот я его прогоню, прогоню!

  1. Произнося последнюю строку, пощекочите малыша.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ

Сквозь "дырку"

  1. Соедините свой большой палец с указательным так, что­бы образовался круг.
  2. Один из пальцев другой руки «протолкните» сквозь «дырку». Скажите: «БАХ!»
  3. Декламируйте стишок, шевеля пальцем:

Пальчик крутится —раз, два!
Пальчик вертится —раз, два!
Шевельнулся он, но —- ах!
В ямку вдруг свалился — бах!

  1. На слове «бах» «протолкните» свой палец сквозь «дырку» и потрясите им.
  2. Пусть теперь малыш поиграет в эту игру и протолкнет свой палец через «дырку». Когда вы скажете: «бах», поцелуйте малышу пальчик.
  3. Попытайтесь научить ребенка делать круг из большого и указательного пальцев. «Протолкните» свой палец сквозь «дырку», сделанную малышом.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Это папа

  1. Перебирайте пальчики ребенка, начиная с большого пальца, а сами говорите:

Это папа — самый сильный.
Это мама — среди детишек.
Это братик — он такой высокий!
Это сестренка — она поменьше.
А это наш малыш — он еще подрастет.
Вот и вся наша семья!

  1. Дойдя до последней строчки, выпрямите все пять паль­цев и потрясите ими.
  2. Теперь играйте в эту игру, перебирая пальчики ребенка на ногах, также начиная с большого пальца.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? УЗНАЕТ, КАК НАЗЫВАЮТ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ